Русская рыбалка

Русская рыбалка

пятница, 5 февраля 2016 г.

Ловим плотву

Но, если карась все еще дарит рыболову несколько счастливых часов на рассвете, то ситуация с плотвой обстоит куда сложнее. Как гласит народная мудрость: «В июле плотва тянет, волочит, да поплавка не мочит». Разумеется, полностью принимать пищу она не перестала, но активность питания снизилась в разы. Более взрослая, крупная рыба переместилась на глубоководные участки реки, где вода обогащена кислородом и значительно прохладнее. Почитатели рыбалки с лодки неплохо выходят из ситуации, тщательно исследуя русловую часть Днепра на предмет стоянок крупной рыбы. А вот сторонники береговой ловли находятся в более затруднительном положении, так как прибрежные участки реки густо поросли доставляющими массу неудобств водорослями, и населены они, в большинстве, уклейкой и малышней плотвы, наперегонки атакующей любую кормовую частичку. Это обстоятельство вынуждает армию фидеристов и поплавочников исследовать в поисках заветной рыбы любые, даже самые отдаленные водоемы. Арендаторы прудов обещают рыболовам отменный клев и трофейные экземпляры, так что, положение далеко не безнадёжное.


После целого сезона урбанистической рыбалки, прошедшей в условиях высокого прессинга, появилось неотступное желание насытиться одиночеством и провести неспешную, вдумчивую ловлю вдали от городской суматохи. Наиболее желанным трофеем я видел плотву - уже очень давно я испытываю большую любовь к этой красивой, серебристой рыбе. Она бывает очень азартна, заводя своим активным клевом, бывает в меру капризной, требуя к себе особого подхода, и практически всегда идет на контакт с рыболовом, четко давая понять, чего она хочет.


Руководствуясь этими желаниями, я забрался на дивный небольшой пруд, расположенный невдалеке от широких кукурузных полей. Ровное зеркало воды отражает бесконечные степные просторы, лишь временами теряя свое спокойствие от всплесков рыбы, высокая полевая трава ласкает слух, шелестя под ногами. Сиплыми голосами перекликаются петухи в соседней деревне, временами заявляет о своих правах цепная собака. В таких местах время как будто останавливается, наступает всепоглощающее блаженство. Насытив легкие чистым загородным воздухом, я интуитивно выбрал место на длинном ровном берегу и принялся не спеша обустраиваться. Независимо от того, как долго будет продолжаться моя рыбалка и в каком темпе она будет проходить, оборудовать рабочее место я стараюсь максимально качественно, чтобы ничто не отвлекало от процесса ловли,


ДЕЛИКАТНОСТЬ И ГРАЦИЯ


Сегодня свой выбор я остановил на удочке для дальнего заброса. Звонкое матчевое удилище, скоростная катушка, заграничные поплавки-вагглеры: снасть очень элегантная, она всегда радует сердце подлинного ценителя. Это красивая, эстетичная рыбалка, со множеством технических мелочей и нюансов, превращающих обычную ловлю рыбы в захватывающее занятие.


Моя любовь к матчу возникла несколько лет назад - сразу, как только я увидел это завораживающее действо. Ловля матчем - тот случай, когда наслаждение рыболов получает на каждой стадии рыбалки, начиная от оснащения изящного удилища, выполнения эффектного матчевого заброса, до регистрации поклевки по деликатному поплавку. Поимка целевой рыбы в данном случае является логичным и неотъемлемым завершением в высшей степени приятного процесса.


СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ, СТОЛЬКО И МНЕНИЙ


Бесспорным преимуществом этой снасти является возможность ловить на разном удалении от берега, с комфортом облавливая дистанцию от 15 до 30 метров. Разумеется, матч позволяет выполнять заброс и на большее расстояние, что регулярно подтверждают мастера поплавочной ловли, но лично мне нравится рыбачить на дистанции до 30 м.


В моем распоряжении есть удилище длиной 4,2 м, катушка, выматывающая 90 см лески за один оборот ручки, и небольшой набор поплавков различной грузоподъемности. В качестве основы стоит тонущая леска темного цвета диаметром 0,16 мм. Темная для того, чтобы на ней хорошо были видны отметки маркером, о котором мы поговорим немного позднее.


Современные лески обладают неплохой разрывной нагрузкой, поэтому в таком диаметре достаточно запаса прочности и для ловли плотвы, и для борьбы с небольшим карпом, если таковой пожалует клюнуть.


Ловить я планирую на небольшом удалении от берега, где глубина позволяет применять глухую оснастку. Почему не скользящий поплавок? - потому что оснастка со стационарным креплением обладает большей чувствительностью и не так подвержена запутыванию. Да и вообще, такой способ более прост.


Нельзя говорить о матчевой ловле, не уделив внимания поплавкам. Относительно оптимальной грузоподъемности вагглера существует множество мнений, и все они правильные. Я считаю, что не совсем верно руководствоваться устоявшимися стереотипами. Разумеется, полезно прислушиваться к советам именитых экспертов, которые делятся своим опытом и наработками, но применять стоит те элементы, которые приносят максимальный результат именно вам.


Я люблю использовать поплавки от 12 гр. и выше, хотя и понимаю, что в чувствительности они много уступают своим 6- и 8-граммовым сородичам. Именно такой поплавок, выполненный из павлиньего пера и бальсового дерева, я и буду сегодня применять. Для увеличения долговечности изделия я покрываю его лаком сразу после приобретения.


В основании ваглера расположена огрузка из наборных металлических шайб, составляющая практически весь заявленный на поплавке вес. Таким образом, при общей грузоподъемности 12 гр. на леску мне необходимо поставить менее одного грамма свинца. Эта конструкция превосходна по нескольким причинам: во-первых, такой поплавок обладает потрясающими полетными качествами, разрезая тяжелым основанием воздух, словно стрела, во-вторых, оснастка с малым количеством дробинок остается деликатной и легкой, и не будет настораживать пугливую рыбу. На вершинке пера крепится пластиковая антенна - прямо к поплавку либо на тонкой графитовой ножке. Сегодня я буду использовать второй вариант, именно он является наиболее чувствительным - лучше регистрирует поклевки на подъем.


Фиксируется такой поплавок на леске при помощи специального приспособления. Можно самостоятельно изготавливать крепление из канцелярской скрепки, стержня гелевой ручки и обыкновенного вертлюжка с застежкой. Но, стоит матчевый поплавок немалых денег и будет крайне обидно его потерять из-за некачественного фиксатора, поэтому я использую фабричный крепеж от всем известной фирмы Stonfo. Стопорится застежка при помощи силиконовых кембриков. В момент заброса на поплавок действует огромная сила, которая может смещать крепеж по леске, поэтому для предотвращения этого нужно сделать несколько оборотов лески вокруг тела крепления и только потом фиксировать кем-бриком.


На леске я установил три дробинки весом 0,2 гр., которые поднял на полметра, и один подпасок весом 0,135 гр. Завершать оснастку будет маленький вертлюжок, который не допустит закручивание поводка при скоростном выматывании и использовании объемной насадки.


Поводок - достаточно важная деталь оснащения. По крайней мере, все передовые рыболовы уделяют ему особое внимание, поэтому и я стараюсь использовать хороший поводковый материал и внимательно слежу за качеством узлов. Существуют общие рекомендации по длине и толщине поводка, но все нужно подбирать на каждой рыбалке по ситуации. Я сегодня начну ловить с поводком, диаметр которого 0,10 мм, а длина 35 см.


ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА


Так сложилось, что уже не первый год я отдаю предпочтение крючкам специфической формы - с загнутым внутрь жалом. Такие модели не котируются как поплавочные, не пользуются большой популярностью, но я их вполне успешно применяю на многих рыбалках. Мои крючки - Preston Competition Match Hooks PR 333. Может, они и не самые распространенные, но на мои взгляд, весьма качественны и эффективны. Не так давно мне попались на глаза крючки от этого производителя описанной формы, обозначенные PR 35. Я их приобрел, но испробовать на деле случая не представлялось, поэтому сегодняшнюю сессию я решил провести именно с ними.


Забегая вперед, скажу, что крючки, как и ожидалось, оказались очень качественными, с минимальным количеством сходов или холостых подсечек. Думаю, что теперь они займут свое почетное место в моей поводочнице наряду с более популярными, классическими моделями.


ВЫБОР МЕСТА ЛОВЛИ


Для определения перспективной точки я временно установил на леску одну лишнюю дробинку крупного размера, которая в состоянии полностью погрузить поплавок под воду. Выставив наугад глубину, я выполнил заброс где-то метров на 30, антенна скрылась с поверхности. Я подтянул оснастку на 3-5 м ближе, поплавок не показался, повторил процедуру еще несколько раз. Дойдя до дистанции 15 метров, так и не достав дна, я увеличил глубину на 50 см и повторил сеанс.


В какой-то момент, после очередного подтягивания, поплавок показался на поверхности. Эту дистанцию я решаю изучить подробнее, выбрав ее в качестве точки лова. В этом месте был небольшой свал, где глубина составляла приблизительно 2,3-2,5 м и отчетливой ступенькой понижалась на 30 см. Именно в нижней части бровки я и решил собрать наиболее упитанную прудовую плотву. После промера глубины дополнительную дробину я снял, и моя снасть снова оказалась точно огруженной.


Поднялся небольшой северо-западный ветерок, но поплавок почему-то не спеша смещался в противоположном направлении. Это обстоятельство меня только обрадовало,так как более всего я люблю ловить плотву в легкую проводку. Я запланировал прикармливать дистанцию напротив себя, а забросы выполнять и прямо на прикормочный стол, и немного левее. Слабое течение будет медленно тащить оснастку, позволяя обловить линию вдоль бровки.


Ложкой дегтя оказалась ветвистая коряга, раскинувшаяся в правой части зоны, которую я запланировал облавливать. Она уверенно заявила о себе, наградив меня несколькими глухими зацепами еще в момент промера глубины, поэтому пришлось определять ориентир на противоположном берегу, далее которого оснастку заводить было недопустимо. Были обозначены и направления для заброса и прикармливания - ориентирами служили прогалины в камыше на том берегу.


Дистанция ловли контролируется с точностью до сантиметра при помощи меток на леске, сделанных белым маслянистым маркером. Фирменный рыболовный аксессуар можно полноценно заменить более бюджетным строительным маркером фирмы Edding. Окончательно определившись с расстоянием, на котором буду ловить, я окрашиваю маркером участок лески возле катушки. Маслянистое вещество очень контрастно выделяется на темной леске. В случае, если маркер плохо «берется», следует предварительно удалить воду с лески пальцами. При большом количестве забросов краска начнет исчезать, мероприятие нужно будет повторить снова. Если после процедуры нанесения метки дать окрашенному участку обветриться полминуты, то маркер будет держаться более прочно, и леску подкрашивать придется реже.


Затем, выполнив заброс заведомо дальше намеченной точки ловли, я просто подматываю леску до тех пор, пока окрашенный участок не достигнет катушки. Таким образом, каждый мой заброс будет приходиться в одно и то же место.


ТАИНСТВО РЫБОЛОВНОЙ КУЛИНАРИИ


Я, подобно сотням других увлеченных рыболовов, с особым трепетом отношусь к приготовлению прикормки, превращая обыденный процесс в священнодействие. Задолго до приезда на берег, бессонной ночью мои мысли поглощены предварительным просчетом условий ловли, из которых и вытекает соответствующий выбор рыбьих угощений. Маркетологи делают свою работу, вынуждая рыболова покупать несметное количество блестящих упаковок и ярких бутылочек с дивными ароматными смесями внутри. Из этого многообразия я стараюсь подбирать состав, отвечающий предпочтениям целевой рыбы, учитывая особенности водоема и время года.


Сегодня мне нужно будет доставлять прикормку с помощью рогатки на немалое расстояние, поэтому она должна быть в меру клейкой, чтобы шары не распадались в полете. Для этого я взял одну упаковку тяжелой и липкой «River» и две упаковки «Big Fish» от G-Stream в надежде на привлечение более крупных экземпляров плотвы. По берегу распространился приятный, сладкий аромат. Если в первой позиции отчетливо слышна отдушка шоколада, то «Big Fish» имеет более сложный ароматический комплекс, не поддающийся точной идентификации.


Чтобы сделать прикормку более активной и пылящей я добавил в нее где-то 300 гр. копры-мелассы Sensas. Перемешав все ингредиенты в сухом виде, принялся небольшими порциями добавлять воду из пруда, тщательно перетирая смесь руками. После увлажнения сладко-сливочный аромат значительно усилился, а коричневый цвет стал более интенсивным.


Плотва очень любит регулярное докармливание, но большое количество питательной пищи может её быстро насытить. Поэтому имеет смысл разбавить прикормку грунтом из прибрежной кротовины. Слегка подсушенную землю я увлажнил из пульверизатора, чтобы минимизировать количество образовавшихся комочков, и затем перетер ее через мелкое сито.


Повторно напитав прикормку водой, я смешал ее с землей. Если грунт увлажнен недостаточно, то он потянет влагу из прикормки, сделав общую смесь суховатой. В таком случае нужно будет добавить немного воды с помощью пульверизатора. Сейчас консистенция моей смеси получилась очень хорошей, поэтому я сразу перетер прикормку через сито, разбив все комочки и насытив ее кислородом. Казалось бы, неотразимое яство полностью готово и его можно подавать, но я хочу добавить завершающий элемент, превращающий прикормку в нечто особенное. Такой «изюминкой» послужит 200 гр. мелкого опарыша, именуемого пинкой. Перед выходом из дома я усыпил личинок, ошпарив их кипятком. Магический ритуал завершен, и я готов накрыть для местной плотвы щедрый стол изумительных лакомств! Уверен, что ароматная прикормка привлечет рыбу в точку ловли, а аппетитные мясные частички надолго ее там задержат, обеспечив мне стабильный клев.


СТРЕЛКОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ ПОПЛАВОЧНИКА


Как известно, качественное прикармли- вание - залог успеха. Под качественным подразумевается целый комплекс факто-V ров: грамотно выбранная прикормка, правильное приготовление состава и, несомненно, точная подача корма. Когда речь идет о прикармливании точ- ки на дистанции свыше 10-15 м, появля- ются определенные трудности. Рукой шар прикормки уже не докинуть, а если и по- лучится, то о прицельном попадании речи быть не может. К тому же, при силовом забросе шар в полете попросту распадается. На помощь приходит рогатка, которая с легкостью доставляет небольшие «колбаски» прикормки на необходимую дистанцию в целости и сохранности. Но тут нужен опыт и сноровка. Существует такое понятие, как мышечная память, благодаря которой мастера поплавка с легкостью отправляют шарики с точностью до дециметра. В моей же ситуации, при нечастой ловле матчем, прикармливание рогаткой выглядит несколько неуклюже - шар так и норовит не долететь несколько метров, а иной раз, наоборот, приводниться много дальше намеченной точки, что, в принципе, недопустимо. Также есть погрешность и по сторонам, но она менее существенна.


К счастью, дистанция невелика. После того, как я выпустил 7-8 шариков прикормки, они стали ложиться в цель более кучно, хотя точным моё прикармливание по-прежнему назвать было трудно. С каждым выстрелом прикормка приводняется все ближе к намеченной точке, и совсем скоро для привлечения капризной летней плотвы был накрыт вкусный и ароматный кормовой стол.


ЧЕМ ОСТОРОЖНЕЙ - ТЕМ ИНТЕРЕСНЕЙ


Наступает время первого заброса. Здесь присутствуют и надежда на хороший клев, и предвкушение борьбы с бонусной рыбой, и сомнение в правильности выбранной дистанции и прикормки. Смешанные чувства, заставляющие сердце учащенно биться.


На крючок насаживаю три опарыша, затаив дыхание, забрасываю снасть в прикормленную точку. Поплавок медленно дрейфует, но плотва пока что наживкой не интересуется. Поклевка с первого заброса - это роскошь, поэтому, запасаясь терпением, повторно отправляю оснастку в воду, на этот раз левее кормового стола. Снова безрезультатно. Оставляю на крючке два опарыша, проводка... и тишина. Далее надеваю всего одну свежую личинку, и также безрезультатно. Все повторяется несколько раз...


Руки тянутся изменить спуск лески, но я все же решаю пока поэкспериментировать с наживкой. Заменяю опарыша на пинку, выполняю заброс, второй, третий, чередуя количество и цвет личинок. Поклевки нет, но пинка обсосана - рыба ей интересовалась. Обновляю наживку и отправляю снасть обратно. Понимая, что поклевки очень нежные, начинаю более внимательно присматриваться к поплавку. Вот, не достигнув прикормленного места он еле заметно прижался, подсекаю скорее интуитивно, и на том конце лески ощущается долгожданное сопротивление. Снова живность на крючок, и очередная проводка. В точку ловли подстреливаю комочек прикормки. Какое-то невнятное колебание поплавка, такая же невнятная подсечка.В результате имею только пожеванную личинку.


Думаю, сейчас имеет смысл заменить поводок на более тонкий. Ставлю леску 0,08 и крючок меньшего размера. Две пинки, и в бой! В точке ловли контакта с рыбой нет, а вот забросив снасть левее, получаю четкую поклевку. Далее сладкие мгновения борьбы, помощь подсаки, и плотва отправляется в садок. Просто грандиозное ощущение, когда твои решения верны, а действия приводят к желаемому результату! А то что плотва сегодня капризна, так это только придаёт интерес ловле. Значит, рыбка уже подошла, но ее смущала толщина лески. Также непонятно, по какой причине она придерживается лишь края кормового пятна, не заходя в его центр?


Темп наладился, поклевки стали происходить чаще и более уверенно, садок то и дело пополняется увесистыми рыбками. Крупный опарыш, как и прежде, остается невостребованным, а вот на пинку соблазняется отменная плотва. После каждой выловленной рыбки или холостой поклевки в воду отправляю очередную порцию ароматного лакомства. Со временем рыба сместилась, и большинство поклевок следовали в тот момент, когда оснастка достигала наиболее концентрированного пятна прикормки. Предполагаю, что изначально плотва только стягивалась на аромат, опасаясь большого количества корма, потому и поклевки происходили в стороне от стола. Со временем она дошла до центра, регулярно подбрасываемые комочки свежей прикормки лишили ее всех опасений, создав ажиотаж и конкуренцию, которые привели к более уверенному и стабильному клеву.


Путем экспериментов я пришел к тому, что наиболее эффективной наживкой была комбинация из трех пинок любого цвета. На кукурузу и перловку мне удалось поймать всего несколько рыб, размер которых ничем не превосходил пойманных на мясную наживку, а времени на ожидание поклевки уходила гораздо больше. Поэтому, в очередной раз опарыш зарекомендовал себя как наиболее уловистое и эффективное угощение для плотвы.


Палящее солнце влияет на весь окружающий мир, меняя не только температуру воздуха и воды, но и вызывая перемены в поведении животных и рыб, которых оно изнуряет так же, как и нас. Июльский зной загнал пасущихся коров в пруд - хоть как-то охладиться. Бесцеремонное животное вольготно разместилось в нескольких метрах от моей платформы, с любопытством наблюдая за процессом рыбалки. Благо, дистанция ловли была достаточной для того, чтобы незваный гость не отпугнул собравшуюся стаю плотвы.


При ловле в такую жаркую погоду прикормка быстро высыхает, и ее становится трудно лепить в шарики. Дополнительно смачивать прикормку удобнее всего из обычного пульверизатора. При таком способе практически не образуется комков, и верхний слой в ведре всегда можно поддерживать в «рабочем» состоянии.


При высоком темпе ловли почти полное ведро израсходовалось довольно быстро. Рыбалка выдалась настолько увлекательной, что прекращать ловлю не хотелось. Понимая, что без регулярного докармливания плотву на месте не удержать, продолжаю забрасывать снасть. Как и ожидалось, совсем скоро активность рыбы значительно понизилась. Ну, что ж, сам Бог велел заканчивать сегодняшнюю сессию.


СЛИВОЧНОЕ ПОСЛЕВКУСИЕ


Предстоит наименее интересная, но обязательная часть каждой рыбалки - сбор амуниции. Вещей много, и хочется ничего не забыть. Сколько ценной мелочевки уже оставлено на берегу в поспешных сборах!


Разбирая удилище, анализирую прошедшую рыбалку, все еще находясь под глубоким впечатлением. Элегантный матч, как всегда, обеспечил превосходную ловлю. Вот уже обратный путь домой, мимо проплывают бескрайние поля, а перед глазами по-прежнему движется чувствительный поплавок с тонкой антенной, трепещется в руках упитанная серебристая рыба. Рыбалка выдалась насыщенной и очень интересной. Трудно сказать, что сегодня плотва особенно привередничала, скорее, она была последовательна и достаточно предсказуема в своих капризах. Такие дни запоминаются надолго, оставляя в душе самые светлые эмоции.


Все же, летний солнцепек не в силах лишить аппетита плотву, и уж тем более, заставить рыболова отказаться от ловли этой прекрасной рыбы. Нужно для этого не так уж и много - выбор «правильной» дистанции ловли, чувствительное оснащение удочки да набор поводков из лески, которая уже давно не считается тонкой. Разумеется, также необходим водоем, в котором водится плотвица, и ещё немного удачи.


Преобладание сладких оттенков в прикормке пришлось по вкусу рыбе. Ловлю себя на мысли, что я уже начал планировать следующую рыбалку с более интенсивными, пряными ароматами.


Спасибо приветливому ставку за чистый воздух, за богатый улов. Пусть у каждого рыболова будет как можно больше таких светлых, позитивных рыбалок.


Отменного вам клева, друзья, и до новых встреч!

Комментариев нет:

Отправить комментарий