Русская рыбалка

Русская рыбалка

четверг, 4 февраля 2016 г.

Культура рыбалки

Что такое «культура рыбалки»?


Весьма часто приходится слышать понятие «культура рыбалки». О ком-то говорят, что эта самая «культура» ему присуща, а о ком-то — что она у него отсутствует. Но если вдуматься, можно ли с ходу ответить, что имеется в виду? Что это за зверь такой — «культура рыбалки» — и сводится ли все только к тому, что «культурный» рыбак ведет себя на берегу тихо, а «некультурный» устраивает пьяную «дискотеку» со всеми вытекающими?


Кажется, не все так просто. Точнее, не так поверхностно. Давайте попробуем выяснить вместе, что же такое культура рыбалки и почему она так важна для всех нас.


Для начала задумаемся о том, что такое культура вообще (вроде бы тоже так просто, а на самом деле не все так явно).


Термин «культура» употреблялся человечеством с древних времен, но не с самого начала в привычном для нас значении. В Древней Греции такого слова не существовало вовсе. Было понятие «пайдейя» — «культура души», или внутренняя культура.


Во времена Римской империи понятие «культура» ввел Марк Порций Катон Старший. Он упоминает культуру в трактате о возделывании земли. В его понимании культура предстает как взаимодействие человека с природой, из которого происходит взаимная польза. Противоположными культуре являются действия во вред природе: они не могут не навредить и человеку, который является частью природы, и не могут быть следствием разумной деятельности.


Пока что сделаем паузу в нашем культурологическом экскурсе и попробуем проанализировать. Итак, древние греки говорили о целенаправленном влиянии на природу человека, в результате чего получался некий результат: человек образованный, воспитанный, культурный.


Происходило это через систему образования, прививания неких норм поведения и так далее. Значит, недостаток рыболовной культуры может быть связан с недостатком образования? Вполне. Значит, нужно стараться заниматься вот тем самым образованием, которое дает рыболовную культуру как результат? Да, возможно. Но главный момент в этом — влияние на природу человека. Именно обуздание инстинктов с помощью культуры дает в результате «культурного рыболова», который способен, например, дифференцированно подойти к улову — что-то отпустить, что-то забрать и так далее. Но о непосредственных составляющих рыболовной культуры чуть ниже.


Значит, первый вывод: одна из составляющих рыболовной культуры появляется, когда человек поднимается над своими инстинктами охотника, собственника и так далее, то есть когда природа человека меняется под воздействием внешней среды — образования, воспитания, социальных установок и т. д. Именно в таком понимании термин «культура» был введен впервые как самостоятельное понятие в XVII веке немецким философом и юристом Самуэлем Пуфендрфом. Он применяет этот термин к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность к человеку «естественному, необразованному».


Я могу предположить возражения в отношении «дать волю естественному». Испокон веков люди «охотились» за рыбой, в том числе в первобытном состоянии, и никакой «культурой рыбалки» не заморачивались. Но в те времена в битве «человек-рыба» они находились почти на равных. Против нас же у рыбы шансов мало: для ее поимки существует такое количество технических приспособлений, что назвать этот бой равным никак нельзя. Из этого проистекает ответственность. Еще Кант, говоря о развитии цивилизации, отмечал ее отрыв от культуры, которая развивается медленнее. Он считал, что эта диспропорция является причиной многих бед человечества.


В контексте нашей темы можно сказать, что эта диспропорция является причиной опустошения водоемов как в России, так и в Украине. Ибо человек с прикормочным корабликом, не думающий о последствиях и вылавливающий громадное количество маточного поголовья с целью наживы,— разве это не цивилизация, обогнавшая культуру?


Вот как раз в контексте этого о римлянах с их земледелием. Вот тут вообще интересно. Культура — это существование человека и природы в состоянии взаимной пользы. Противоположные действия во вред природе не могут быть культурой. В контексте рыбалки это настоящее попадание в яблочко. Ключевой момент в рыболовной культуре в моем понимании — это именно не нанести вред природе. Именно из этого следует некий неписаный «моральный кодекс» культурного рыбака: отпускание малька, отпускание трофея и «маток», незлоупотребление в плане количества забираемого домой улова, бережное отношение к тому берегу, на котором находишься, соблюдение чистоты, отказ от браконьерских снастей. Кульминация этого -принцип «поймал — отпусти» и обработка ран у выловленной рыбы: любых ран, не только от крючка. Из римского определения следует, что человек, наносящий природе вред,— варвар; существующий с ней в состоянии взаимной пользы — культурен. Тогда культурный рыбак — тот, который не наносит вреда природе.


Но на этом все не заканчивается, потому что, кроме природы, еще есть другие люди. В этом контексте уже актуальны более современные определения культуры. В современном мире она понимается достаточно широко — от произведений искусства до цивилизации вообще. Нас интересует в контексте нашего разговора понимание культуры как жизненных ценностей и норм поведения.


С нормами поведения все сложно. Такие слова, как «нравственность» и «мораль», отдают нафталином и вызывают легкую тошноту. Ибо мораль переменчива, а нравственность относительна.


В период некого собственного определения границ мира, в процессе взросления меня гораздо больше увлекали размышления о свободе, чем о нравственности и морали. Мне всегда казалось, что понятие свободы шире и больше. Говоря о свободе в контексте взаимодействия людей, мне очень близко широко известное ее понимание: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого». Это культура свободы. Именно это определяет вторую часть понятия «культура рыбалки» — соблюдение границ свободы другого.


Устраивая шумную пьянку на берегу, размещая свой лагерь впритык с лагерем соседа в его секторе, забрасывая снасти поверх его удилищ, скандаля с ним, разбрасывая мусор и окурки по всему берегу, нарушая правила коммерческого водоема, мы совершаем не что иное, как нарушение границ свободы другого, и сразу выходим из поля «культуры рыбалки».


«Культура рыбалки» может быть очень разной. В карпфишинге она предполагает бережное отношение к карпу и окружающей природе вообще, все то же уважение границ свободы другого во время пребывания на берегу.


Мой отец, чьи годы активной рыбалки пришлись на 70-80-е годы, не имел никакого представления о карпфишинге. Но он с малых лет учил меня тому, что малька ценной рыбы нужно отпускать, что не нужно набивать рюкзак уловом до предела, что «экраны» — это плохо, а сети и электроудочки недопустимо. Он делал замечания нашим соседям на рыбалке, если те громко нецензурно бранились в присутствии маленькой девочки, которой я тогда была. Получается, что мой отец, действительно, был «культурным рыболовом», потому что, хоть он ничего не знал о принципе «поймал — отпусти», его поведение имело корни в двух определяющих вещах: не навредить природе и не нарушить границу свободы других.


Итак, давайте резюмируем.


«Культура» рыбалки зиждется на двух «китах»:


1. Не навредить природе, существовать с ней в полезном взаимодействии.


2. Не переходить границу свободы другого человека.


Первое проявляется в бережном отношении к рыбе, отпускании рыб — либо избирательном (мальки, трофеи), либо полном, заботе об окружающей природе, соблюдении чистоты, не использовании браконьерских снастей и т. п. Второе — в поведении по отношению к другим рыболовам и арендаторам водоемов в великом разнообразии жизненных ситуаций, которые могут возникнуть на берегу водоема.


Хотелось бы закончить статью цитатой из Н. Бердяева: «Всякая культура есть продукт творческой работы духа над природными стихиями».

Комментариев нет:

Отправить комментарий